Блог находится в стадии разработки.

пятница, 8 июля 2011 г.

ЗАПАХ ВРЕМЕНИ

Принято считать, что во времена Советского Союза страна жила в тотальном дефиците. И каждая женщина мечтала, как о недостижимом, о флакончике духов зарубежного производства – конечно, желательно французского. Но не стоит все же недооценивать и изделия, которые предлагала отечественная парфюмерная промышленность. 

На самом деле, советские духи были вовсе не так уж плохи. И многие женщины с ностальгией вспоминают сегодня наиболее известные духи советских времен, к примеру, «Красная Москва» или «Ландыш серебристый».Некоторые вспоминают СССР с ностальгией, в основном по той причине, что  советская парфюмерия в своё время подарила нам запоминающиеся и чувственные ароматы, которые завоевали сердца многих людей на долгие годы.

Довольно часто духи могут пережить своих создателей и даже свою эпоху, если только они действительно смогли покорить большое количество людей, надолго запомниться. 

Советская парфюмерия оставила нам такие ароматы, к которым хочется возвращаться снова и снова, никогда их не забывать... А может быть даже иметь в своей коллекции.
Советский парфюм в те времена часто был у женщины один, потому что духи и туалетная вода были немыслимой роскошью. Этим ароматом пахли платья и платки многих советских женщин.
Живая связь времен "Красная Москва" - это классика, но классика живая – ведь любовь к этим духам передается из поколения в поколение. И не только в России - эти духи знают и любят ценители хорошей парфюмерии во Франции, Канаде, США, Германии… "Красная Москва" - воплощение парфюмерного стиля "Новой Зари", основанного на лучших традициях русской парфюмерии, которые фабрика хранит и развивает с момента своего основания (1864). Именно поэтому эти духи так высоко ценятся знатоками во всем мире. Ее сравнивают с Chanel №5, но она давно стала самобытным, исключительным воплощением парфюмерного стиля во всем мире, основанного на лучших российских традициях. «Красная Москва» - это непревзойденная классика, но классика, живущая вне времени, за гранью моды и кумиров эпохи. Роскошный пудровый аромат-эталон от «Новой Зари» способен унести к просмотру немого кино на бархатных диванах стиля Модерн, в окружение элегантных женщин в мягких платьях «цвета бедра испуганной нимфы». Классикой бытового соцреализма стали духи «Красная Москва» - любимый парфюм Любови Орловой, Валентины Терешковой, а теперь и поклонницы ретро Ренаты Литвиновой. Аромат «Красной Москвы» странно напоминал культовые Chanel № 5, что ничуть не помешало, а может, и помогло им завоевать несколько десятков международных премий. Духи «Красная Москва» фабрики «Новая заря», которые были хитом еще в Советском Союзе, на мировом рынке считаются общепризнанным парфюмерным брендом: более знаменитых духов как в СССР, так и в России не было, и нет. Красно-белый дизайн упаковки, предложенный художником Евсеевым для всей парфюмерной линии «Красная Москва», остается неизменным с 1925 года..В 1958-м на Международной выставке-ярмарке в Брюсселе духи «Красная Москва» были удостоены Золотой медали. А в 2000-м (42 года спустя!) на Международной выставке-ярмарке парфюмерной продукции в Москве — снова Гран-при. «Любимый букет императрицы» оказался воистину бессмертным.В мае 2004 года «Новой заре» исполнилось 140 лет. Духи «Любимый букет императрицы» (ныне «Красная Москва») были созданы для императрицы Александры Федоровны, их глубокий, обволакивающий запах оказался сильней всех революционных потрясений и войн: и до Великой Отечественной войны, и после все самые состоятельные модницы СССР пользовались именно этими духами... Красная Москва" - это классика; но классика живая – ведь любовь к этим духам передается из поколения в поколение. И не только в России - эти духи знают и любят ценители хорошей парфюмерии во Франции, Канаде, США, Германии… Именно поэтому эти духи Красная Москва так высоко ценятся знатоками во всем мире
Еще одним ароматом времени стали духи под энциклопедическим названием «Ландыш серебристый». Они начали выпускаться ленинградской фабрикой «Северное сияние» в начале 1940-х гг. и, в отличие от шикарной «Красным Москвы», считались ширпотребом. Это был типично дневной парфюм – с душистым, свежим и в то же время стойким цветочным ароматом лесного и садового ландыша. В нем, как и в других отечественных духах, содержался немалый процент чистого спирта, поэтому на его основе народные умельцы готовили алкогольные коктейли. Пользовались этими духами и в лечебных целях. Считалось, что их запах успокаивающе действует на центральную нервную систему и избавляет от головной боли, поэтому надушенными «Ландышем» носовыми платками советские дамы часто лечили мигрени.  
ЕЩЕ ДУХИ...









Ниже... одна глава из пока) неопубликованной книги нашего режиссёра Лилии Борнашовой.
«LAR DE TEMP» (Запах времени).
«Запахи по мере появления в моей жизни».
Глава первая. Обоняние.
1. Игрушечный немецкий набор для врача. Наверное, первый запах чего-то приятного. Нет это был не спирт. Нечто другое, больше похожее на какой-то «парфюм». Диковинная, по тем временам, искуcтвенная вата, в специальной коробочке, и эта жидкость обозначающая, как-бы лекарство. Мэйд ин ГДР. Тогда все «ненаше» было оттуда. Такой же недоступной и прекрасной казалась мне тогда, почти что «всамделишная» кукольная квартира из нескольких комнат, с настоящей мебелью и прочими радостями. Ею владела дочка родительских друзей. В то время, когда взрослые проводили время за шумным застольем, мы наслаждались этим произведением наполовину капиталистической промышленности. Вернее я наслаждалась. Дочка друзей уже, наверное, вдоль и поперек исходила ее пластмассовыми кукольими ногами, належалась в почти настоящей ванне, и настоялась у плиты с маленькими алюминиевыми кастрюлями.
2. Объект - кукла «медсестра». Монолитное дерево, крутятся одни руки на стержне. Пахнет застывшей масляной краской. Также очень похож на нее по запаху, был Деревянный хоккеист «Рогулин». Вернее, это был просто хоккеист без названия, но мой отец, творческая натура, всегда называл мои игрушки и кукол именами конкретных людей или персонажей. Так, например, первые «ГДРэровские» резиновые куклы, почему-то непременно нарекались «Анчутками» или «Нюрками». Может быть, они казались ему чересчур красивыми и гордыми, и этими прозвищами он немного снижал их пафос. Не назови он этих резиновых девушек, простыми русскими именами им непременно бы была уготована участь, стать Эсмиральдами, Верониками или на худой конец Анжелами.
Новогодние детские запахи не считаются. Это одинаковые для всех, впечатления детства: мандарины, елка, конфеты «Мишка», (даже фантики у них пахли как-то по особенному). Ну и все само собой разумеющееся.
Странный запах моей Детской голубой рубашки от повседневной пионерской формы, уже полежавшей в чемодане. Только она, одна из всех, лежавших там вещей. Почему так пахла, не понимаю до сих пор. Опять какой-то приятный, «не наш» парфюмерный запах. Помню его всю жизнь, пытаюсь найти, ищу везде во всех парфюмерных салонах. Огромное количество запахов. Безрезультатно.
Из природных - Запах Осени. ...Когда идешь, после каникул, в школу, с приятным предвкушением последующих событий. Встреча с одноклассниками, учителями. При этом не могу похвастаться, что школьные годы оставили сколько-нибудь, заметный след в жизни. Скучная провинциальная школа, невыразительные ученики, ничем не запомнившиеся учителя. На дворе сентябрь, отдыхать уж надоело и скорей, скорей в школу. Жгут листья и потому в воздухе чувствуется едва уловимый, пропадающий и вновь возникающий, легкий запах дыма. В классе, на перемене все едят яблоки. Яблок много. У каждого уважающего себя жителя города Тамбова, за рекой, или «за мостом» есть дача, небольшой «10 на 10» участок земли. У всех в портфелях обязательно, по яблоку.
Запах №5. Театральные декорации. После уроков, перед выполнением домашнего задания, родители выпускают меня на несколько часов на улицу «погонять». Кстати, «гоняли» в буквальном смысле слова. Не было такого, чтобы кто нибудь, возвращался домой, без раскрасневшихся щек, пульсирующих висков, взмокших лбов, и дикого кислородного опьянения. В декорациях играли. Их выносили обычно монтировщики из «кармана», специальный служебный отсек-щель, с
противоположной стороны парадного входа в театр. И ставили к стене. Театральные дети растаскивали декорации на полдвора, и строили свои выгородки: «жилой дом», «больница», «магазин», «театр», опять же. Разнообразие тем, наверняка отличалось от того списка игр, в которые играют нормальные дети. Все-таки двор театральный. Внутри этих миров жили «не-понарошку». Мели и мыли полы - кусок отгороженного декорациями пространства. Вытирали пыль, бывало, даже что-нибудь рисовали на стенах. Как потом, эти декорации играли в спектаклях, никому неизвестно. Но вполне могло случиться, что во время спектакля по пьесе Шиллера «Коварство и Любовь» на одной из стен великолепной дворцовой залы, зрители видели какую-нибудь закорюку или надпись, типа того: «Кольвах, мы ушли на сквер» или «Цыля +Шиш =Л». Огромные, скрученные в тюки, задники, пандусы, царские троны и величественные диваны пахли бутафорским клеем и пылью. Иногда, когда не было спектакля, играли прямо в театре, на сцене. Огромное пустое здание, на авансцене стоит лампа дежурного света и красный бархат лож и кресел. Пространством сцены гонки не ограничивались. Гоняли по всему театру. В фойе, по роскошной лестнице, под сценой. 
Позже прочитала фразу Мандельштама про то, что в театре пахнет апельсиновой коркой. Конечно, а чем же еще? Театр это всегда, как большой новогодний подарок.
Возвратившись после улицы, домой, «из под палки» (по выражению мамы, учителя начальных классов той же школы, уж кто-кто, а она, всегда была в курсе дела, чего задали учить и какие изменения в школьном расписании), делаю уроки. Новые учебники, такие желанные, в начале учебного года и неряшливые и ненавистные в конце, пахнут типографией, а клеенчатая обложка для дневника и полиэтиленовые для тетрадей, источают запах «новой жизни», которую всякий раз начинают в новом учебном году. Жизни «только на 4 и 5», жизни, настоящей примерной ученицы, которая не расстраивает папу и маму учебой и плохим поведением на переменахПравда у этой примерной ученицы под новым учебником, (порою, строгие родители даже и не догадывались об этом), лежала интересная книжка или любимая газета «Культура», единственный проводник в прекрасный и далекий мир интеллигентных и воспитанных людей, которые ставят спектакли, занимаются живописью и балетом и даже не
догадываются о том, что ученица скоро вырастет, приедет в большой город и станет такой же, как и они. Будет работать на телевидении и даже сможет общаться с лучшими из них, ходить на самые интересные спектакли и выставки, но вряд ли в полной мере будет пользоваться всеми этими замечательными возможностями. Потому что девочка выросла и перестала «мечтать».
Первый запах дорогих, может быть даже французских духов, исходил от театрального костюма ведущей примы героини, актрисы Валентины Поповой. Этот наряд, изображавший роскошое, бальное платье, папа брал для меня из театральной костюмерной для какой-то школьной инсценировки. Не помню именно, кого я в нём изображала, но пахло по-моему если на «Диором», то по-настоящему по французки..
Далее отрочество, а затем юность. Все существующие в то время парфюмерные запахи. В нашем доме их перебывало предостаточно. Мама была учительницей и потому, цветы и духи в доме не переводились. Цветов было столько, что некоторые из букетов раздаривались прямо в школе, другим, менее почитаемым родителями, учителям и «техничкам». Соседям тоже перепадало. В самые главные учительские праздники 1 сентября, День Учителя и 8 марта, за мамой в школу отправлялся отец. Нести цветы. Затем наливалась полная ванная воды, и в нее ставили цветы.
Из духов маме нравились «Ландыш Серебристый». 
Мне «Золушка». Длинный в форме капли флакон, с жидкостью янтарного цвета в коробке напоминающий картонный тубус. Но самым примечательным в оформлении этих духов была маленькая золотая туфелька на иголке, которая вставлялась в основание коробки. 
Помню также «Малахитовую шкатулку», в ней три пузырька: синий, желтый, коричневый - обозначали уральские самоцветы.

В более позднем возрасте, когда я уже сама была в состоянии покупать духи, наиболее известными считались «Тет-а-тет» и «Наташа». 
Из мужских запахов самым популярным,
несомненно, был одеколон «Саша». 
я думала, что вскоре за ним, выпустят ароматы и с другими именами. Но этого не случилось, и мне было немного обидно за оставшихся без одеколона мужчин. Занимательно было увидеть позже этих старых «знакомцев» в стеклянных витринах столичного музея духов, по утверждению смотрителя, второго в мире после столицы парфюма.
Не знаю, может быть, я и одинока в своем стремлении, ассоциировать время с его запахами. Но ведь, выпускают же во Франции духи с названием «Аромат времени»
Моя молодость пахла в основном продукцией российских парфюмеров, и свои первые французские духи я получила в подарок уже в другой, взрослой жизни Но об этом позже, в следующей главе...


1 комментарий: